С 30 мая по 18 августа 2024
@tvermuzeum (Кимрский краеведческий музей)
Возвращение портрету имени — сродни научному открытию и является знаменательным событием не только для музейного собрания, но и для культуры страны в целом. Уникальность в том, что всем портретам, которые увидит посетитель, возвращены подлинные имена!
История существования и бытования семейных реликвий в дворянских усадьбах зачастую представляет собой чудесное хитросплетение вымысла и реальности, которые со временем так тесно уживаются, что отличить одно от другого не представляется возможным. Как правило, портрет человека писался для сохранение памяти о близких и любимых, по
случаю важного события, размещался в семейном интерьере и часто не нуждался в подписи — так формировались фамильные портретные галереи. В водовороте бурных событий ХХ века, особенно в революционные годы, когда разрушались и разорялись особняки и усадьбы, многие портреты, сберегавшие семейную и родовую память, теряли свои насиженные места, корни, становясь безымянными экспонатами в музейных собраниях и частных коллекциях.
В этой связи особенно показателен пример с Куракинской коллекцией из имения Степановское-Волосово Тверской губернии, поступившей в Тверской музей в 1920-е годы. На некоторых портретах сохранились надписи на оборотной стороне холста, из которых следовало, кто изображен на портрете. Под этими именами они и были записаны в учетные книги поступлений музея. Как показали исследования, это не всегда соответствовало действительности.
Самая простая методика идентификации портретов — сравнить с подтвержденными изображениями. Но для этого нужно сначала понять, с кем сравнивать, ведь невозможно держать в голове тысячи разных портретов. С другой стороны, портретное искусство XVIII — XIX веков подчинялось строгим канонам. Зная особенности ношения форменной одежды, наград, орденов специалист может очень точно определить не только датировку, но во многих случаях изображенного на портрете. К сожалению, этот метод применим только к мужским портретам — женщины орденов не носили, за исключением кавалерственных дам.
На выставке представлено одиннадцать портретов, поступивших в коллекцию музея в разное время и при разных обстоятельствах, некоторые с пометкой — «портрет неизвестного». Герои этих живописных произведений навсегда могли остаться «неузнанными», если бы они не стали предметом заинтересованного и досконального изучения музейных специалистов и историков.
#Кимры@shop_for_artists