С 18 октября 2024 по 31 марта 2025
@rusmuseum (Михайловский (Инженерный) замок)
12 (23) декабря 2024 года исполняется 225 лет со дня рождения Карла Павловича Брюллова (1799–1852).
Карл Брюллов едва ли нуждается в специальном представлении. Никто, кроме него, из русских художников классического XIX века, не стяжал при жизни всеевропейскую славу, а по смерти и мировую известность. Его природный дар неоспорим, но, кроме того, он был профессионалом высочайшего уровня, обладавшим к тому же яркими и привлекательными личностными качествами — оригинальностью мышления, широкой образованностью, независимостью суждений и поступков, царственным равнодушием в отношении к материальным благам, официальным наградам и почестям, необычайной поведенческой свободой и бесконечной преданностью художническому делу — только он при жизни, в среде соратников, любителей искусства, учеников удостоился признательного и восхищенного титула «великий Карл». Это был воистину гений художества, новатор, Пушкин русской живописи!
Главное и наиболее широко известное произведение Брюллова — грандиозное полотно «Последний день Помпеи» (1833) — жемчужина собрания Русского музея, в этом году проходит комплексную реставрацию с тем, чтобы предстать ключевым экспонатом на монографической выставке. При этом «великий Карл» отнюдь не был «мастером одной картины», создав множество портретов, жанровых полотен, исторических и религиозных композиций.
Родной стихией Брюллова как живописца был портрет — исполненные его кистью произведения всегда производят глубокое впечатление легким свободным письмом, разнообразностью образного строя, виртуозностью композиционных решений, тонким вкусом колористической разработки.
В жанровых полотнах, исполненных в Италии, в несложных бытовых сюжетах художник сумел воплотить новаторские взгляды на миссию искусства, отважившись разрушить старые эстетические каноны, бытовавшие в академической среде, работая с натуры, отыскивая прекрасное в простом и повседневном.
В 1830-х — 1840-х годах Брюллов много работал над религиозными темами. Впервые на выставке будет показан запрестольный образ для домовой церкви графа Н.В. Адлерберга «Христос во гробе» (1846, ГРМ), который многими почитается как лучшее и проникновеннейшее произведение Брюллова на религиозную тему. Это — недавнее открытие искусствоведов и безусловная сенсация готовящегося выставочного проекта.
Чрезвычайно богатым и значимым будет раздел, посвященный акварели и рисунку. В этой области Брюллов — безусловный новатор, практически революционер. Именно он, по справедливому мнению многих исследователей, «…прививает в русском обществе культуру рисунка как самоценного произведения».
На совместной — Русского музея и Третьяковской галереи — юбилейной выставке «великого Карла» представлено около 160 полотен его кисти и 200–250 акварелей и рисунков. Кроме того, в экспозицию включены замечательные полотна мастера из Государственного Эрмитажа, Музея Академии художеств, Музея А.С. Пушкина, Музея-заповедника «Царское село», Нижегородского художественного музея, Художественного музея Новгорода Великого и частных собраний Санкт-Петербурга и Москвы.
Юбилейная выставка Карла Павловича Брюллова безусловно станет одним из главных событий в художественной жизни Санкт-Петербурга в 2024 году. Ибо впечатление от его работ не бывает «избитым», любая из них впечатляет самого неискушенного зрителя. А опытный и непредвзятый знаток каждый раз заново открывает для себя созданные «великим Карлом» шедевры.
Возрастное ограничение: 12+
#Санкт-Петербург@shop_for_artists