С 23 января по 9 февраля 2024
Тюменский государственный институт культуры (корпус № 3)
Экспозиция познакомит читателей с творчеством Василия Григорьевича Перова — одного из влиятельнейших русских живописцев XIX века, оставившего яркий неизгладимый след в творческом сознании последующих поколений русских художников.
Василия Перова (родился в 1834 году в сибирском городе Тобольске) называли «подлинным певцом скорби», ведь постоянными персонажами его жанровых картин были измученные крестьяне, голодные, замерзшие или оплакивающие умерших родственников.
В начале своего творческого пути Василий Перов создавал ироничные полотна, поднимающие сложные социально-нравственные вопросы («Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах»). Репродукции данных
картин представлены в настоящей экспозиции.
С годами от сатиры Василий Перов перешел к драматическим сюжетам. Его героями отныне становятся «униженные и оскорбленные», «бедные люди». Работы Перова легко узнаваемы, они отличаются простотой и реалистичностью, строгой композицией и сдержанным колоритом. Принято считать, что с его картины «Проводы покойника» началось новое движение в русском искусстве — идейный реализм. А реформатор изобразительного искусства Перов стал его лидером.
В 1869 году Перов объединился с группой художников, вместе с которыми они основали “Товарищество передвижников”. Один из разделов экспозиции посвящен истории «Товарищества» и месте Перова в их рядах (книги Ф.С. Рогинской, В.В. Стасова и др.).
Особое место в творческом наследии Василия Перова занимают портреты великих творцов-современников: Александра Островского, Ивана Тургенева и др. Одним из самых известных портретов стало полотно с Федором Достоевским: ссутулившись и обхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит в угол комнаты.
Параллельно с участием в товариществе передвижников Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и воспитал плеяду талантливых художников, среди которых были М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин и И.И. Левитан.