С 22 сентября 2023 по 15 января 2024
Михайловский (Инженерный) замок
Представленные на выставке более ста листов
оригинальных иллюстраций и обложек к детским книгам – лишь малая часть обширной коллекции книжной графики,
принадлежащей Русскому музею.
Большинство рисунков давно признаны классикой, они
являются результатом поиска нового пластического облика советской детской
книги, которая в 1920-е годы стала местом приложения лучших художественных сил
Ленинграда. Здесь в течение нескольких лет существовали два основных
издательских центра – частное
издательство «Радуга» Льва Клячко и Детский отдел Госиздата под руководством
Самуила Маршака и Владимира Лебедева, которые были настоящими профессионалами в
своем деле и хотели, чтобы работа в детской книге как писателя, так и художника
стала высоким и почитаемым родом искусства –
таким же, как литература, живопись, графика, и даже могла соперничать с ними.
Оба издательства привлекали к работе одних авторов и
решали близкие задачи. Создание современной, умной, иллюстрированной книги,
необходимой как маленьким читателям, так и подросткам, становилось
государственным делом воспитания юного поколения. Для детей творили не только
ведущие прозаики и поэты, но и художники разных поколений и эстетических
предпочтений (от последователей «Мира искусства» до учеников Петрова-Водкина и
Филонова).
В новой детской книге отчетливо просматриваются
черты образного решения, сформулированного Лебедевым, который справедливо
утверждал, что «для детей надо работать как для взрослых, только лучше».
Обобщенность формы и яркость образов, лаконизм графического языка, строгая конструктивность
страниц и разворотов, включающих изображение и текст, единство ритма
живописно-пластических масс и силуэтов на белом листе, выразительность
подчеркнутой фактуры поверхностей –
все эти качества присутствуют в книгах, созданных и опытными, и молодыми
художниками в Детском отделе в 1920-е — 1930-е годы.
В советском детском книгоиздании существовало
общепринятое деление на жанры (сказка, приключения, рассказы о природе, истории
и прочее). Одной из главных была «производственная книга», в задачу которой
входило объяснение маленьким детям значение явлений, фактов и предметов из реальной
жизни. Только в 1925–1926 годах в издательствах «Радуга» и ГИЗ вышли «Цирк»,
«Мороженое», «Вчера и сегодня» Маршака и Лебедева, «Рынок» Шварца и Эвенбах,
«Фарфоровая чашечка» Данько и Эвенбах. Эти книги, безусловно, относятся к числу
наиболее удачных графических рассказов о заводском производстве и окружающих
предметах, мастерски «упакованных» в изобразительную форму, понятную детям.
О послевоенной детской книге, созданной в Москве и в
Ленинграде, напоминают известные иллюстрации Конашевича и Дубинского,
Алфеевского и Митурича, Мавриной и Пивоварова, Аршакуни и Попова. Все листы
отличаются оригинальным цветовым решением, большой формой и декоративностью.
Эти издания, бесспорно, принадлежат золотому фонду отечественного книжного искусства.