Подробная информация о событии


С 26 января по 6 апреля 2024
Российская государственная библиотека

Российская государственная библиотека приглашает с 26 января на выставку, посвященную плакатам объединения ленинградских художников и поэтов «Боевой карандаш». Это событие в стенах библиотеки не случайно, именно здесь в конце 1943 года прошла первая отчетная выставка плакатов ставшего впоследствии известным творческого союза.

Первый плакат коллектива художников был создан на рубеже 1939–1940 годов и представлял собой новогоднее поздравление советским воинам, сражавшимся на Карельском перешейке в период Советско-финской войны. Тогда же сложился узнаваемый логотип «Боевого карандаша», воплотивший знаменитые стихотворные строки Владимира Маяковского: «Я хочу, чтоб к штыку прировняли перо!». На фоне палитры выступал заостренный карандаш, до 1945 года он был дополнен изображением винтовки. Но окончательно творческий союз сатириков сложился в осажденном блокадном Ленинграде. Артистический подход художников к работе сохранился и в послевоенные годы.

Важным этапом в жизни коллектива и формирования творческого метода стали военные годы. В 1941 году в объединение вошли ленинградские художники разных специализаций — графики и живописцы Иван Астапов, Георгий Верейский, Владимир Гальба, Анатолий Казанцев, Валентин Курдов, Николай Муратов, Юрий Петров, Владимир Серов, Николай Тырса.

Ранние плакаты печатались в экспериментальной мастерской Ленинградского отделения Союза художников. Сам облик плакатов сформировался благодаря условиям работы литографской мастерской в блокадном городе и способу распространения небольших по формату листов, которые в основном размещали не на улице, а в закрытых незначительных по площади помещениях — бомбоубежищах, блиндажах, госпиталях. В самый сложный период жизни осажденного города, в первую блокадную зиму, плакаты печатались в мастерской часто вручную в связи с длительными перебоями электричества.

С наступлением мирной жизни в 1945 году творческое объединение прекратило свое существование. Однако в 1956 году было принято решение о возрождении коллектива. Наряду с художниками-фронтовиками в объединение пришли и молодые мастера, которые поддерживали и развивали традиции творческого союза. Именно в это время в объединении появились ставшие известными художники — Владислав Кюннап, Владимир Меньшиков, Матвей Мазрухо, Федор Нелюбин, Дмитрий Обозненко, Виктор Травин; поэты — Вера Капралова, Вольт Суслов, Генрих Тумаринсон, Владимир Хочинский, Александр Шкляринский. Работа коллектива была продолжена на базе издательства «Художник РСФСР» в Ленинграде и осуществлялась до 1990 года.

На выставке представлены работы «Боевого карандаша» 1960–1970-х годов — периода наиболее активного развития объединения. В это время отряд «карандашистов» включал более пятидесяти ленинградских сатириков. За эти десятилетия было создано свыше 1300 плакатов, общий тираж которых превысил семь миллионов экземпляров.

Продолжая сатирические традиции, заложенные «Окнами РОСТА», «Боевой карандаш» соединил в своих работах стиль смелого политического плаката и краткое, меткое стихотворное высказывание. Являясь по сути массовой формой советской агитационной графики, произведения коллектива сочетали черты плаката, лубка и эстампа. Несмотря на изменения, которые со временем происходили во внешнем облике графической продукции «Боевого карандаша», разнообразие приемов и пластических решений, неизменным оставались глубокая человечность образов и доступность художественного языка. Вне зависимости от индивидуальной манеры разных «карандашистов» и форм повествования (изо-басня, лаконичная карикатура или многокадровый рассказ) работы объединяет позитивный, даже оптимистичный взгляд, стремление смехом победить любые проблемы и сложные явления.

Несмотря на массовый характер и популярность графических произведений «Боевого карандаша», созданных в послевоенное время, они практически не известны современной публике, так как сравнительно редко, в отличие от военных листов, демонстрируются на выставках.

Сатирический жанр, часто возникает как острый и актуальный ответ на политическую или социальную ситуацию, поэтому нередко карикатурные образы быстро устаревают, бывают не близки и не понятны зрителям по прошествии времени, сохраняя свою ценность только как документ эпохи. Этого нельзя сказать про плакаты «Боевого карандаша», многие из них, являясь блестящими художественными произведениями, поражают не только остроумием и мастерством, сколько узнаваемыми архетипическими образами и ситуациями, запечатленными на них. Плакаты поражают остротой высказывания, правдивостью и смелостью. При взгляде на них невольно на ум приходит меткая строка из Александра Грибоедова, давшая название выставки.

Подробнее

Вход

по читательскому билету

Date posted: | Author:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *